Фразы, которые уродуют ваши электронные письма. И устную речь тоже!

Электронные письма мы пишем, наверное, каждый день. Или хотя бы получаем. И допускаем много неприятных, а иногда даже раздражающих ошибок. Попробуйте написать следующее письмо без этих фраз. Вам понравится.

 

Правильно: добрый день / здравствуйте

Сразу нет. После любимого многими письменного обращения отвечать на письма почему-то не хочется. По речевому этикету (потому что приветствия регулируются нормами, а не правилами языка) лучше писать по старинке: доброе утро/день/вечер или здравствуйте. Да, мы живём все в разных часовых поясах, и странно писать «доброе утро», когда у адресата, возможно, глубокая ночь. Но для этого существует универсальное приветствие «добрый день» или «здравствуйте».

А ещё во фразе «доброго времени суток» банально неправильный падеж. Лингвист Максим Кронгауз в своей книге «Русский язык на грани нервного срыва» объясняет: в русском языке родительный падеж употребляется чаще при прощании («счастливого пути!», «удачи!»), а в приветствиях — именительный падеж («добрый вечер!» вместо «доброго вечера!»).

 
 

Правильно: уважаемый Аполлинарий Евграфович!

Правило с обращениями проходят чуть ли не в начальной школе, а вспоминать его приходится всю жизнь. Обращения действительно нужно выделять запятыми. Всегда. Но в нашем варианте слово «уважаемый» входит в обращение и запятой не отделяется. А вот если бы перед таким обращением стояло приветствие («здравствуйте, уважаемый Аполлинарий Евграфович!») — тогда запятая, конечно, нужна.


Правильно: я читатель «Мела» / я читаю «Мел»

Глагол «является» — аналог английского to be. И когда его употребляют в русском, это выглядит как плохой перевод с английского. Хотя у глагола много поклонников в деловой речи. Сравните: «Эта кофейня является лучшей в городе» или «Эта кофейня — лучшая в городе». Без «является» смысл остался прежним, а выглядит предложение человечнее. А являться может разве что привидение.


Правильно: сейчас

От употребления этого выражения лучше отказаться, если только вы не автоответчик («в настоящее время абонент недоступен») или рассылаете письма с пресс-релизами. Во-первых, канцеляризмы никогда не украшали наши тексты, а во-вторых — всегда можно заменить наречием «сейчас».


Правильно: хочу обсудить с вами…

Слово «касательно» и его разговорный вариант «касаемо» существует, и писать или говорить так не запрещено. Но не нужно. Вместо них лучше употреблять оборот «что касается». То же самое про «относительно». В мире и правда всё относительно. Но не так, чтобы в каждом письме и вопросе.


Правильно: я понял, что ошибся

Мы рады, что вы поняли «то, что». Но у нас вопрос: а зачем вам «то»? В последнее время всё чаще говорят «я считаю то, что…». И похоже, это какой-то новый союз. Да, есть предложения, когда по-другому просто нельзя сказать. Например, «то, что она не перезвонила, даже лучше». Но в остальных примерах этот «союз» всё явно портит (а ещё так даже говорят в устной речи!).


Тут даже никакой замены не нужно. Просто ненужная и бессмысленная фраза, котора ни о чем не говорит. Ну будто бы вы до этого читали письмо без внимания. Скорее обратный эффект: после такой фразы читать дальше и обращать на что-то внимание не хочется совсем. Поверьте.


Правильно: с любовью читатель «Мела»

Правильно: с любовью, читатель «Мела»

Закончить письмо нужно тоже красиво (и грамотно). Можно написать просто своё имя. Но некоторые хотят добавить «с любовью» или «с наилучшими пожеланиями». Правила, где бы говорилось, что после слов «с уважением», «с любовью» или «искренне ваш» нужно ставить запятую, нет. И это вполне объяснимо, иначе получается, что вы будто бы с уважением любовью вновь к кому-то обращаетесь (к себе самому, видимо). Но отделять запятой эти выражения уже закрепилось языковой нормой (как пишет «Грамота.ру») и стандартами написания деловых писем. Писать, как вы поняли, можно по-разному. Для примера скажем, что в конце писем запятые не ставили Довлатов, Солженицын и даже Розенталь.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять